Восточный человек, интенсивный и страстный в жизненных проявлениях, требовал, чтобы религия заботилась не только о его духе, но и о его чувствах и плоти. Жизнь коротка, трудна и мучительная, поэтому надо радоваться редким часам праздника с пением, танцами и «возвышением сердца» (посещением храмовых блудниц).
Эпос о Гильгамеше, царе Урука, возникший около четырех тысяч лет назад, содержит такой совет:
Наполняй свое чрево, день и ночь наслаждайся,
Пусть каждый день тебе будет праздником радости…
Пусть будет счастлива каждая женщина на твоей груди,
Ибо в этом – радость людей…
Гильгамеш воздал богатую дань земной и небесной любви, последней – в храме Урука. В Малой Азии и в Израиле храмовые богини имели общее название «посвященная богу».
Считалось, что храмовые блудницы могут цивилизовать человечество посредством любви. Гильгамеш нанял такую «посвященную», чтобы научить Энкиду, дитя природы, морали и приличиям. Он хотел приобщить его к культуре людей с помощью ее любви. Умирая, Энкиду проклинает женщину за эту услугу, которую она оказала ему против его желания. В ответ бог солнца Шамаш упрекнул его, сказав, что он не понял истинную суть «посвященной» служительницы, ибо культовая проституция означала жертвенную отдачу божеству. Это и было «возвышением сердца».
В Вавилоне имелись специальные храмовые школы, в которых девушки учились выполнению своих «специфических» обязанностей и задач. Они получали уроки танца, пения, игры на струнных инструментах, культовых ритуалов, а также искусства любви. Благодаря такой подготовке они высоко ценились. В Вавилоне были богатые жрицы любви из лучших семейств. Они могли выходить замуж и получать статус законных жен. Но, будучи «посвященными», они не имели права рожать детей.
В древневосточных религиях половое удовольствие связывалось с самой природой. Половое соединение считалось культовым священным действием и не предполагало ничего непристойного или аморального, как, например, в христианстве. Религия находила место и для сексуальности, изображая богов, подобным людям, со своими сексуальными желаниями. Житель древнего Востока говорил о любви и зачатии у богов и людей без робости и моральных опасений. Так, на бронзовой табличке, которая находится в Берлинском Государственном музее Передней Азии, изображено культовое объятие. «Посвященная» девушка лежит на каменном алтаре примерно 80 сантиметров высотой. Ноги ее покоятся на плечах стоящего перед ней мужчины, который совокупляется с ней, держа ее за руку и бедро. Следует обратить внимание: она лежит на алтаре! Он исполнен сознания, что на алтаре совершается священнодействие.
|